Беспилотные КамАЗы — виды и особенности прототипов

Роботизация автомобильной техники не за горами. Один из значимых проектов в России – запуск беспилотных грузовиков предприятия КАМАЗ.

Первый беспилотный Камаз был представлен специалистам и журналистам ещё в 2016 году. С тех пор прошло почти 4 года. В 2019 – Камаз запатентовал грузовик без кабины с беспилотным управлением. Это была модель КамАЗ-5490 NEO. На сегодня Камское предприятие разработало три вида беспилотников. Это полноприводный грузовик КамАЗ-5350, грузовая машина малой грузоподъёмности КамАЗ-4308 и ШАТЛ – электробус. В будущем автомобили на самоуправлении придут на смену современной технике. Ну а пока что, это ещё новинка и опытные образцы для будущего автомобильного рынка.

Беспилотные камазы

Беспилотники на базе серийных грузовиков

Как проходили разработки? Совместная работа предприятий КАМАЗ и Cognitive Technologies началась в 2015 году. Была разработана стратегия развития на 10 лет, до 2025 года. По программе разработок были запланированы:

  • Разработка системы помощи водителю.
  • Разработка автопилота для машин, которые передвигаются по ограниченной закрытой территории.
  • Полноценный беспилотник для автомобилей и передвижения по общим дорогам.

Разработки пошли полным ходом. В июне 2017 года была выпущена новая усовершенствованная версия помощи водителю. Она распознавала дорожные знаки, ориентировалась в направлении движения по полосам, движения по кругу, определяла место начала полосы и её окончания, неровности на дороге. Предприятие заявило о выпуске прототипов и о демонстрации их возможностей.

На первых демонстративных показах водитель ещё сидел в кабине. Он обеспечивал подстраховку безопасности движения ТС. На самом деле движением грузового транспорта управлял автопилот. Перемещение проходило по ограниченной промышленной территории.

Сегодня КАМАЗ показал несколько прототипов грузовых беспилотных автомобилей. Они были представлены на технических выставках в Набережных Челнах и Москве.

В будущем, после проведения всех испытаний и согласований, планируется запуск автомобилей в опытную эксплуатацию. Первыми общественными трассами для беспилотников станут дороги в Набережных Челнах.

На заметку: проект по разработке систем автоматического управления развивается в следующих трёх направлениях. Первое называется SmartPilot – это разработка помощников и круиз-контроля. Второе направление – AirPilot. Это – работы по созданию автомобилей с дистанционным управлением. Третье направление работы называется RoboPilot. Оно занимается разработками полностью автономных ТС.

КАМАЗ-5350

Эта модель прототипа грузовика беспилотника разработанная на основе серийной модели – военного грузовика 5350. Это экспериментальная модель получила название КАМАЗ-5350 Авторобот.

5350

В разработках участвовали партнёрские компании Cognitive Technologies и Вист Групп. Что разработали для установки на серийную модель?

  • Систему технического зрения.

    На сегодня прототипы  распознают разметку на 85% — это достаточно высокие показатели точности «зрения».

  • Систему движения в автономном режиме – по дороге, по кругу, в колонне.
  • Управление программной и аппаратной частью на расстоянии – дистанционное устройство.
  • Инструменты кибер-защиты – для предупреждения несанкционированного управления беспилотником.
  • Системы аварийного срочного торможения при внезапном препятствии.

На автомобиль установлены навигационные системы отечественного производства.

Первые испытания проводились в Ногинске. Был задействован закрытый полигон. В испытаниях участвовало две машины. Одна – серийный грузовик. Вторая – сам беспилотник. Серийное ТС имитировало движение в колонне.

Были опробованы больше 10 вариантов движения, а именно:

  • по маршруту, заданному в программе управления;
  • в колонне под управлением удалённого оператора (устройство для управления имеет вид игрового джойстика);
  • автономное движение по поступающим сигналам (системы GPS\Глонасс), данным видеокамер – для проверки точности технического зрения автомобиля, правильности корректировки хода.

Также проверялась система распознавания посторонних объектов и точность её «видения».

На сегодня прототип будущего серийной модели беспилотный автомобиль КАМАЗ имеет следующие технические характеристики:

  • Полный привод, шасси 6х6.
  • Максимальная скорость 60 км\час.

Оборудован системой управления авто с электронными датчиками и видеокамерами.

КАМАЗ-4308

В августе 2018 года Камаз показал новую модель – прототип беспилотного грузовика Одиссей. Название связано с характером передвижения автомобиля. В экспериментальных испытаниях его маршрут был всегда замкнутым. Машина возвращалась в ту же точку, откуда стартовала. Отсюда название – Одиссей.

Это беспилотник малой грузоподъёмности, собранный на основе дизельной модели КамАЗ-4308. Предназначен для челночных перевозок. На самом предприятии планируется, что данная модель будет работать на транспортировке комплектующих деталей. Планируется доставка кабин между промплощадками – с прессо-рамного завода на автомобильный. Без выезда в жилые кварталы. Проект организации челночных перевозок беспилотниками также получил название «Одиссей».

Беспилотное ТС оснащено следующими видами сенсоров:

  • Радары – системы обнаружения объектов и определения их размеров на расстоянии. Их работа основана на излучении радиоволн и фиксации их отражений от объектов.
  • Линары – лазерные дальномеры.
  • Видары – сканеры рентгенографического действия в функции которых заложена также обработки изображений и их переведение в режим цифры.
  • Сонары – прибор, который фиксирует расположение предметов в воде.
  • Камеры видео регистрации.

4 типа датчиков обеспечивают автороботу навигацию высокой точности. Погрешность определения местоположения не превышает 5 см.

В беспилотнике установлены следующие системы связи:

  • 4G;
  • Wi-Fi;
  • аварийный канал связи с УКВ-диапазоном, он начинает работать тогда, когда другие каналы внезапно отключаются.

Первые тестовые передвижения проходили по территории завода в декабре 2019. После анализа результатов беспилотник могут запустить в работу. В дальнейшем предприятие будет поставлять данные модели для работы на сложных территориях. Беспилотное ТС особенно востребовано в зоне опасных передвижений. К примеру, на территориях пожаров или заражения.

Беспилотный электробус «ШАТЛ»

Предприятие КАМАЗ представило для демонстрации модель беспилотного автобуса с электрическим двигателем. Его название – электробус КАМАЗ-1221 Ш.А.Т.Л. Оно расшифровывается как Широко Адаптивная Транспортная Логистика.

Первые образцы ШАТЛов были представлены на выставке в Казани ещё в 2016 году. Это были ШАТЛы версии «1,0».

В 2018 были представлены усовершенствованные модели – ШАТЛы второй версии «2,0». Данная модель – совместная разработка беспилотника КАМАЗом и НАМИ. И это прототип, близкий к серийному производству. Сконструирован с учётом производственных мощностей Камского предприятия.

Характеристики ШАТЛов

Что представляет собой данный автобус беспилотник Камаз? Это мини автобус, пассажирский транспорт малого класса. В его салоне 12 пассажирских мест – 6 посадочных и 6 стоячих. Для входа обустроены 4 раздвижные двери.

Шатл

Движением ШАТЛа руководит автопилот. Он имеет так называемое «техническое зрение», а также загруженные навигационные карты, устройства навигации.

Безопасность передвижения автобуса позволяет ШАТЛу 2 передвигаться по дорогам общего пользования, по улицам города, рядом с жилыми домами.

Машина полностью электрическая. Установлен электромотор с максимальной нагрузкой 95 кВт и номинальной 75 кВт. Аккумуляторная батарея емкостью от 20 до 35 кВт\часов – она располагается в основании авто, под полом. Расположение в днище позволяет достаточно просто снять батарею в случае ремонта или замены. Полностью заряженной батареи хватает на 120 км городского цикла.

Батарея оснащена двумя типами зарядных устройств – быстрым и традиционным. Стандартный выход унифицирован под традиционные розетки 220. Быстрая зарядка длится 30 минут и используется при необходимости. Для ежедневного пользования используется традиционное зарядное устройство, которое заряжает ТС от 4 до 8 часов. Именно его рекомендуют использовать для более длительной службы аккумуляторов.

Варианты развития

Платформа автомобиля, запас прочности подвески и рычагов, позволяют в дальнейшем усовершенствовать модель или адаптировать её под другие задачи. Беспилотник ШАТЛ рассчитан на груз весом до 3 т. На основе его платформы можно выполнить различные надстройки, расширить или удлинить кузов, превратить пассажирский транспорт в мини грузовик. И использовать его в производственной логистике.

В экспериментальной модели ШАТЛ запланировано место для второго электромотора. Таким образом, можно переоборудовать машину и получить вариант ТС с полным приводом.

«Мозги» автомобиля, его беспилотная часть, видеодатчики и управление батареей – уникальная российская разработка коллектива конструкторов НАМИ и КАМАЗа.

Партнёрские компании ОАЭ и Яндекс не участвуют в разработках. Яндекс занимается подготовкой логистики прокладывания маршрутов и собирает данных о дорожном покрытии.

Разработки продолжаются. Дальнейшие усовершенствования будут касаться работы настроек и систем. Сегодня мини автобусы курсируют по территории НАМИ. Запланирован запуск ШАТЛов по территории КАМАЗа. Планируется выход ШАТЛов в рейсы по общественным дорогам после 2021 года.

«Челнок»

Ещё один прототип грузовой машины на самоуправлении – новый беспилотный КАМАЗ Челнок. Основное отличие и ноу-хау данного ТС – отсутствие кабины водителя.

Внешне машина похожа на длинный прицеп. Кабины нет. Клиренс низкий. Двигатель – электрический.

Камаз челнок

Есть передние и задние фары, бамперы. Для взаимодействия с внешним миром – лидары, радары, системы определения места – позиционирования, камеры, датчики движения.

Беспилотный грузовик Камаз сам останавливается перед пешеходом, движется по дороге, выезжает с парковки. Скорость его передвижения не превышает 40 км\час. Высокая точность манёвров.

Управляют движением грузовика автомобильные «мозги» или авторобот. К нему поступают данные сенсоров и связующих систем. Он анализирует поступающую информацию и корректирует программы передвижения. Беспилотный КАМАЗ без кабины способен сам выстроить 3Д карту и составить маршрут передвижения для попадания в заданную точку.

В программу развития предприятие КАМАЗ вложило более 300 млн. руб. Дальнейшее развитие беспилотного транспорта сдерживают несколько факторов. Среди них – необходимость обновления дорог, создания новой дорожной инфраструктуры. Для введения беспилотников понадобится реформирование всей отрасли перевозок. И внесение изменений в законодательство РФ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
TRUCKS & BUS
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector