Вездеход ГАЗ-3308 «Садко»

Полноприводный бортовой грузовик ГАЗ 3308 с рабочим название «Садко» начал массово сходить с конвейера Горьковского автозавода в декабре 1997 года. Правда, прототип этого двух с половиной тонного полноприводника горьковчане создали ещё за 2 года до этого, собрав его под индексом ГАЗ-3309П. Машина была логичным развитием знаменитой «Шишиги» с её двигателем, расположенным под кабиной (что делало автомобиль опасным для водителя при подрыве на мине), и первоначально была ориентирована, как и ГАЗ-66 «Шишига», на армию. Мосты и трансмиссия используются те же, что и на ГАЗ-66-40. А вот капотный вариант кабины взяли от разработанного ранее Газ-3309, правда, крылья над колёсами сделаны с увеличенными арками, что облегчило доступ к амортизаторам и приводам во время техобслуживания и ремонта.

Садко

Назначение авто и история создания

Наряду с планами использования нового на момент создания грузовика для армии планировалось и его столь же активная эксплуатация в гражданской сфере. Хотя перспективная модель, которую вначале заказывала армия и у которой был рабочий индекс 3301, в серию не пошла: требования к авто были серьёзные, выходящие за рамки ТТХ эксплуатирующейся уже много лет «Шишиги». В частности, было требование разработки и установки на машину дизельного силового агрегата. Но тут случился распад Союза, спад почти до нуля госзакупок, и ГАЗ машину в серию не пустил, а «шестьдесят шестой» продолжил заполнение ниши автомобилей этого класса.

Дизель, притом в его турбинном варианте от ММЗ под названием Д-245.7, стал устанавливаться на капотную версию ГАЗа с 2003 года. В 2005 мотор довели до кондиций экологического класса «Евро-2», а с 2013 года модификация этого минского мотора Д-245.7Е4 стала соответствовать экологическому классу Е-4.

Начиная с года серийного выпуска ГАЗ «Садко» с колёсной формулой 4х4 стал заменять в действующих частях ветерана ГАЗ-66 во всех его версиях. Более того: в 2000 году шли переговоры об оснащении ГАЗ 3308 украинских Вооружённых сил. Контракт в силу разных причин не был подписан, хотя нареканий у военных не было.

С 2014 года стала выпускаться версия «Садко-NEXT» грузоподъёмностью уже в 3 тонны.

Грузовая вариация «Садко» выпускалась вплоть до начала 2020. Сейчас выпуск этого грузовика прекращён, за исключением модели ГАЗ-330811-10 «Вепрь», выпускаемой на заказ и представляющей собой грузопассажирский вариант с жёстким фургоном. Очень удобным как небольшой вахтовый автобус для перевозки негабаритных грузов и небольших групп людей.

Конструктивные особенности

Рама

Стальная, представляет собой улучшенный и усиленный вариант рамы от «Шишиги». Рама по сравнению с предшественником чуть удлинена (из-за капотного варианта расположения двигателя на ней), детали штампованных элементов рамы соединены между собой заклёпками, посаженными горячим способом. На удлинённых фронтальных лонжеронах стоят жёстко встроенные в конструкцию П-образные буксировочные вилки со шкворнем в отверстии. Такая же вилка располагается и на задней поперечине рамы, и предназначается для буксировки прицепа или артиллерийского орудия.

На боковинах лонжеронов, в районе расположения задней части кабины, крепятся кронштейны для топливных баков объёмом в 105 литров.

Двигатель

У ГАЗ 3308 первых годов выпуска и вплоть до 2003 года ставился обычный бензиновый мотор ЗМЗ 5231. Количество цилиндров – 8. Топливо – А-80, без каких либо переделок допускается использование бензина А-92 (единственное требование при этом – увеличение угла опережения зажигания). Базой для создания этого двигателя послужил применяющийся ранее силовой агрегат ГАЗ 53-66, но с увеличенными до 92 мм диаметром цилиндров (у ГАЗ-33081 – 110 мм, с ходом поршня 125 мм), что дало увеличение рабочего объёма до 4670 см³. Крутящий момент при увеличении объёма составил 290 Н*м. При достижении 3200 об/мин мотор выдаёт максимальную мощность в 113 л.с. Степень сжатия в цилиндрах 7,6.

Мотор газ 3308

При установке белорусских дизель-турбинных агрегатов ММЗ Д245,7 мощность двигателя выражается уже числом 122,4 л.с. А объём возрастает до 7,75 литра. ММЗ Д245,7 имеет 4-х цилиндровый блок двигателя с охлаждением наддувочным воздухом и жидкостным охлаждением. Степень сжатия – 17.

Направление вращения коленчатого вала у обоих двигателей – правое.

Ранние версии двигателя, которые устанавливались на ГАЗ-66, выдавали максимум мощности в 130 л.с. – но на них отсутствовал нейтрализатор.

Для соответствия международным экологическим нормам все выпускаемые ныне двигатели оснащаются размещаемым в глушителе каталитическим нейтрализатором. Лямбда-зонд, расположенный в таком глушителе, подаёт сигналы на компьютерный блок управления двигателя, корректируя его работу путём изменения момента зажигания для полного и эффективного сгорания топлива в цилиндрах.

Обращает на себя внимание также приёмный раструб воздушного фильтра, который находится на одном уровне с остеклением кабины. А иногда даже и выше – что позволяет машине форсировать водные преграды без опасения гидроудара вследствие попадания воды в контур работающего двигателя.

Трансмиссия

Вариант с Д 245,7 поставляется парой с 5-ступенчатой МКПП, что позволяет автомобилю осуществлять разгон до 93 км/час при расходе топлива 16,8 литра на 100 км пути. С грузовиками, укомплектованными мотором ЯМЗ 53442 поставляется с 5-скоростная синхронизированная механическая коробка передач с постоянным зацеплением шестерён.

Сцепление сухое однодисковое. Диск имеет в конструкции демпфирующее устройство, снижающее вибрации, возникающие при вращении коленвала.

Для преодоления сложных участков дороги предусмотрена 2-х ступенчатая раздаточная коробка, понижающая передаточное число оборотов от мотора к коробке передач без потери мощности. Для высокой проходимости по бездорожью сохранили от ГАЗ-66 межколёсный дифференциал с повышенным трением.

Такой грузовик, как «Садко», не выпускается, естественно, в одной и той же комплектации для армии или для народнохозяйственных нужд, где и требования другие, и условия эксплуатации иногда разительно отличаются. Например, клиренс у армейской модификации равен 335 мм, а у гражданской достигает только 315. Но профессионалы знают, каково это – иметь два лишних сантиметра дорожного просвета! Удивляет также «цепкость» машины на дорожном полотне с разным состоянием. Дизельная версия «Садко» позволяет ему «вскарабкаться» на подъём с уклоном в 31 градус.

Подъем в гору

Подвеска

За основу была взята рамная двухосная база «Шишиги», но она была значительно переделана и усилена. Об удлинении под капот уже было сказано. Но базовая комплектация ГАЗ-66 была рассчитана в своё время под грузоподъёмность 2000+500 кг (как резерв). Для «Садко», особенно в его разновидности NEXT, этот запас был увеличен ещё на полтонны, что довело общую грузоподъёмность автомобиля до 3 т.

Подвеска зависимая рессорная как под передние, так и под задние колёса. Кроме этих рессор, применены ещё и продольные полуэллиптические рессоры, а они ещё и дополнены телескопической гидравликой двустороннего действия на всех колёсах. Также сзади стоят резиновые буферные рессоры, работающие в режиме сжатия.

А в передних кронштейнах в специальных гнёздах стоят упорные резиновые подушки, работающие на противодействие смещения рессор вперёд, когда на них воздействуют продольные усилия нагрузки во время движения по пересечённой местности.

Кабина

Кабина достаточно комфортна даже в стандартной комплектации, как для водителя, так и для двух пассажиров. Которых можно перевозить рядом без опасений нарушить ПДД или создать помехи человеку за рулём.

Эргономичный руль со «спицами» в его нижней части совершенно не перекрывает обзор довольно аскетичной, без излишеств, передней панели приборов. Само же руление осуществляется легко благодаря гидроусилителю.

Салон

Остекление панорамное, с хорошим обзором, а продуманные, большой площади зеркала на внешних кронштейнах позволяют делать обзор пространства даже сзади вынесенного далеко за боковые габариты кузова (или фургона). В этом смысле «Садко» выгодно отличается от «Шишиги» с её плоским остеклением передней части кабины.

Два многоскоростных стеклоочистителя-«дворника» обеспечивают быструю очистку препятствий обзора по курсу машины, будь то сильный ливень или капли грязи.

Как дополнительная опция – установка более комфортабельного водительского сиденья.

Тормозная система

Тормоза в ГАЗ 3308 оснащены системой АБС и представлены двухконтурным типом этого устройства. На каждом контуре стоит вакуумный ресивер, гидровакуумный усилитель и гидравлический привод. На каждом колесе тормозное устройство барабанного типа. Стояночный тормоз трансмиссионный, с механическим приводом.

Колёса

У всех модификаций капотной версии ГАЗа, выпускаемой после «Шишиги», уникальная система подкачки колёс: с мощными компрессорами постоянного действия на ходу, которая позволяет продолжать движение даже после нескольких пулевых пробоин шин и камер. Создание этой системы специально оговаривалось среди пунктов, которые выставило Министерство обороны во время подачи заказа Горьковскому автозаводу. И последующие упрощения и удешевления конструкции этого пункта не коснулись.

Стандартная модификация этой версии ГАЗа комплектуется односкатными 18-ти дюймовыми шинами. Машины с такой комплектацией рассчитаны на перевозку не более 2 тонн груза.

На ГАЗах, поставляемых в Вооружённые Силы, ставят односкатные колёса с шинами 20 дюймов, с компрессорной накачкой во время движения. Допускается перевозка без перегруза массы в 2.3 тонны.

Гражданская модификация комплектуется двускатными 20-дюймовыми шинами. Это позволило увеличить допустимый предел перевозимой массы четырьмя тоннами.

габариты

Модификации «Садко»

«Тайга» ГАЗ-33081

Имеет комфортную кабину со спальным отделением. Используется в основном в Сибири, в труднодоступных местах в условиях бездорожья. Может оснащаться всеми видами оборудования, которое может потребоваться в ремонте линий электропередач, в геологоразведке, в лесозаготовках.

Тайга

«Садко» ГАЗ-33081-50

Бортовой вариант грузовика, созданный специально для нужд Министерства обороны РФ.

ГАЗ-33081-50

«Егерь-2»ГАЗ-3308/33081

В большинстве случаев выпускается с двухрядной кабиной. «Егерь-2» чаще всего используется как вахтовка, а «Егерь» с навесной спецтехникой и оборудованием (краны, подъёмники, электромонтажный обвес, буры, средства пожаротушения и т. д.) Кузов может быть оборудован по заказам УФСИН вариантом «автозак», а также заинтересованные организации заказывают спецкузова для перевозки взрывчатых или особо опасных веществ.

егерь-2

«Земляк» ГАЗ-33086

Комплектуется сдвоенными задними колёсами, что позволило увеличить грузоподъёмность машины до 4 тонн.

«Вепрь» ГАЗ-33081

Созданный на платформе «Садко» военный автомобиль с цельнометаллическим кузовом. Имеет уникальный в своём классе двигатель, позволяющий эксплуатацию автомобиля на высоте до 4 с половиной километров над уровнем моря. Рабочий температурный диапазон использования автомобиля – от минус 50 до плюс 50⁰С.

Основное использование – в МЧС и у силовых структур.

Вепрь

Достоинства и недостатки модели

«Минусы»:

  1. Начнём с недостатков, один из которых (хотя и не критичный) – устаревший дизайн кабины и всех внешних обводов…если, конечно, заказчику важен этот показатель.
  2. Комфортность может проигрывать аналогичным моделям автопрома Европы.
  3. Оставляет желать лучшего также эргономичность сидений – во время длительных рейсов и пассажир, и водитель (если для него не куплено специальное кресло) начинают искать более удобную посадку.
  4. Соотношение «масса-грузоподъёмность-мощность» далеки от идеала.
  5. Кроме того, в трудные 90-е завод, чтобы «остаться на плаву». Сделал ставку на мелкосерийное производство, с соответствующими мощностями конвейера – что стало причиной удорожания продукции. А это, в свою очередь, препятствует конкурентоспособности по цене, автомобиль вышел излишне дорогим.

«Плюсы»:

  • Колёсная формула «4х4», что обеспечило великолепную проходимость, машина недаром имеет репутацию вездехода. Живучесть машины, связанную с её высоким дорожным просветом и системой поддержания давления в шинах в критической ситуации (у некоторых моделей).
  • Ремонтопригодность, а также возможность взаимозаменяемости запчастей из всех обширных модификаций ГАЗа этой серии.
  • Огромный диапазон рабочих температур. Позволяющий работать машине как в условиях континентального климата Сибири зимой, так и на южных рубежах страны в условиях степи, полупустынь и пустынь.
  • Потребление горючего – среднее, что делает автомобиль экономичным. Мотор соответствует европейским нормам чистоты выхлопа.
  • Легко преодолевает водные препятствия с глубиной до 1 метра.
  • При усреднённых габаритах автомобиля длина 6250 мм, ширина 2340 мм, высота 2570 мм и база 3770 мм радиус поворота по оси составляет 11 метров, то есть меньше двух длин. Колея передних колёс составляет 1820 мм, а задних – 1770.
  • Расход топлива при движении со средней скоростью 40 км / час по бездорожью составит около 13 л, при 60 км / час – 17 л на 100 км.

Заключение

Несмотря на то, что массовый выпуск базового автомобиля заводом уже прекращён, проверенные временем такие его модификации, как «Вепрь», «Земляк», «Егерь» и «Тайга» по-прежнему заказываются заинтересованными в нём ведомствами, в первую очередь МЧС и армией. Да и геологоразведка, Рыбнадзор и полиция не остаются от этого процесса в стороне. Чему способствует развитая сервисная сеть по ремонту, наличие в нужном количестве запчастей и их доступность как по логистике, так и по цене.
Так что ГАЗ 3308 «Садко» во всех своим ипостасях вполне ещё конкурентноспособная и современная машина – особенно в своей ценовой категории. И не потерял ещё способности к совершенствованию модели.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
TRUCKS & BUS
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector