Особенности и ТТХ арктического вездехода КамАЗ «Арктика»

В последние годы Арктика интересует многие страны, поэтому в 2014 г. в нашей стране анонсировали проект «Социально-экономического развития Арктической зоны РФ до 2020 года». Эта государственная программа считается очень актуальной, так как около 20% нашей арктической зоны находятся за полярным кругом. Основная цель этого проекта заключается в развитии экономической и социальной сферы в этом суровом районе. Проект предусматривает увеличение научно-технической базы Арктики за счет разработки и применения новых технологий. Поэтому возникла необходимость создать надежный и комфортный автомобиль, который способен эффективно работать в Арктике.

В создании арктического снегоболотохода участвовали инженеры-конструкторы «КамАЗа», СКБ МАМИ и известных столичных университетов — МГТУ им. Баумана и Политеха. Коллективу инженеров-конструкторов удалось создать «КамАЗ-Арктика», позволяющий осваивать удаленные рубежи нашей Родины.

Назначение

Этот грузовик способен двигаться по обычным трассам и бездорожью в арктической зоне: по глубокому снегу, небольшим болотам, пескам и другим слабым грунтам без ущерба почве.

Новый вездеход будет востребован:

  • транспортными организациями;
  • добывающими отраслями;
  • геологоразведкой;
  • энергетиками;
  • природоохранными органами;
  • полицией;
  • сельским и лесным хозяйствами;
  • ФСИН;
  • медиками;
  • МЧС.

Не исключается, что новый КАМАЗ-Арктика будет использоваться военными и силовыми структурами.

Конструкция и модификации

Арктический вездеход будет выпускаться в следующих вариациях:

  1. КАМАЗ-5350;
  2. КАМАЗ-6345.

По колесной конфигурации машины будут иметь 3 или 4 оси.

Несущая рама и подвеска

У всех модификаций рама «складная». При этом узел сочленения рамы состоит из двух листовых конструкций, соединенных друг с другом с помощью шарниров. КамАЗ-Арктика поворачивается вокруг оси за счет гидравлических цилиндров, штоки которых надежно защищены от влаги, грязи и повреждений. Угол складывания рамы машины не более 45°.

На обоих грузовиках стоит рессорная передняя подвеска, в которой используются рессоры от задней подвески КамАЗа-5460, при этом амортизаторы и стабилизаторы позаимствовали у КамАЗа-65225.

Мотор

Предусмотрели два типа дизельных двигателей: V-образная 8-ка КАМАЗ 740.37-400 и рядный 6-цилиндровый КАМАЗ 910.12. Двигатели адаптированы к сильным морозам (минус 50-60 °С), поэтому в них используются топливные фильтры с электрическим обогревом, синтетические масла и антифриз для охлаждения и обогрева.

Для использования в арктических широтах, мотор оснастили мощным подогревателем картера. Подумали также об электропитании и пуске мотора. Топливный бак утеплили и оборудовали электроподогревом, обогревается также и АКБ. Предусмотрена и розетка для запуска мотора от внешней электрической сети.

КПП и раздаточная коробка

На КамАЗ-Арктика с колесной базой 6х6 установили механическую 16-скоростную коробку ZF 16S1822 с большим диапазоном передаточных чисел (от 13,74 до 1,2), что дает возможность использовать в работе мосты от КАМАЗ-6520.

На колесную конфигурацию 8х8 установили 6-скоростную АКПП Allison 4500 (с передаточными числами от 4,7 до 0,67), поэтому можно использовать мосты КАМАЗ-6520Т.

Машина 6х6 оборудуется раздаткой КАМАЗ 633-1800020 с крутящим моментом 2500 Нм, что достаточно для вездехода. Она распределяет мощность между передним и задними мостами в соотношении 27,5% на 72,5%.

Колеса «Арктики»

На всех модификациях арктического вездехода устанавливают шины низкого давления (вне зависимости от конфигурации 6х6 или 8х8). Это повышает проходимость машины по слабонесущим грунтам, мелким болотам и снегу. На грузовик можно ставить два типа шин: 710/70 R38 шириной 70 см («Габарит») и 1000х50,00R25 SB1 шириной больше 1 м («Негабарит»). Шины «Габарит» позволяют новому вездеходу уложиться по ширине в ПДД, поэтому он может двигаться по дорогам общего пользования со скоростью до 50 км/ч. Вездеход, обутый в шины «Негабарит» может легко перемещаться по слабым грунтам.

Интерьер

При разработке КамАЗа Арктика рассматривали многие варианты обустройства зоны отдыха. В результате использовали каркас, обшитый стеклопластиковыми панелями, полость которых заполнили качественным теплоизоляционным материалом. Жилой модуль с хорошей комплектацией позволяет длительно путешествовать экипажу из трех человек, при этом в непредвиденных ситуациях (поломка или затор) и в тяжелых погодных условиях (вьюга, сильный снегопад, заносы) можно в комфорте дождаться подмоги.

Внутреннее помещение модуля организовано так же, как в привычных для многих железнодорожных вагонах, но дизайнерские решения тут лучше. Отдыхать можно на уютных спальных полках, которые размещены в два яруса возле передней стены. По бокам с одной стороны разместили откидывающийся столик, а с другой шкаф для одежды. Под нижней полочкой размещается объемный рундук для багажа. Рядом с противоположной стеной размещается удобное сиденье и обеденная зона, состоящая из плиты, микроволновки, мойки, вытяжки, холодильника, ящиков для пищевых продуктов и кухонных принадлежностей, а также 200 литровая ёмкость для питьевой воды.

Жилая зона «Арктики» оборудован автономной системой отопления, которая поддерживает необходимую температуру в жилом помещении зимой, когда морозы достигают минус 50-60°С. Летом в жаркую погоду помещение для отдыха охлаждает небольшой кондиционер. Провести приятно время во время поездки или во время стоянки экипажу позволит музыкальная установка и цифровой телевизор, который надежно зафиксирован на стене. Для хранения вещей в жилом блоке размещено множество ящиков и полочек.

В стандартную комплектацию включен санитарный узел, состоящий из туалета и душа. Предусмотрено электрическое освещение, которое хорошо справляется с обязанностями в полярную ночь.

Для бесперебойного электроснабжения в жилом модуле установили автономный генератор. В интерьере используют самые новые материалы, поэтому оно очень уютное и практичное. В целом, по своим возможностям жилой блок КамАЗа Арктика ничем не хуже спальных зон больших американских тягачей.

Жилой блок является съемным. Его можно использовать некоторое время для автономного проживания.

В бытовой модуль можно попасть только с улицы по раскладной лестнице. Это один из недостатков конструкции машины, потому что в сильный мороз перебираться таким образом из кабины в жилой модуль, не очень удобно, да и при открытии двери жилое помещение быстро остывает.

Технические характеристики

Параметры КАМАЗ-Арктика 6х6 на разных колесах приведены ниже в таблице:

Характеристика«Габарит»«Негабарит»
Габариты10х2,5х4 м9,9х3,3х3,9 м
Радиус разворота12 м14 м
Масса17 т17 т
Максимальная грузоподъемность13 т13 т
ДвигательКамАЗ 740.37-400КамАЗ 740.37-400
Объем двигателя12 л12 л
Мощность ДВС400 л.с400 л.с
Максимальный крутящий момент1800 Нм1800 Нм
ТрансмиссияZF16S1822, 16 ступенейZF16S1822, 16 ступеней
Колеса710/70 R381000х50R25 SB1
Максимальная скорость65 км/ч50 км/ч
Объем бака2x350 л2x350 л

Характеристики «Арктики» с колесной формулой 8х8 сведены в таблицу:

Характеристика«Габарит»«Негабарит»
Габариты11,7х2,5х3,5 м11,7х3,3х3,3 м
Радиус разворота16 м16 м
Масса25 т24 т
Максимальная грузоподъемность15 т16 т
ДвигательКамаз Р6 910.12Камаз Р6 910.12
Объем двигателя12 л12 л
Мощность ДВС450 л.с450 л.с
Максимальный крутящий момент2059 Нм2059 Нм
ТрансмиссияАКП Allison 4500, 6 ступенейАКП Allison 4500, 6 ступеней
Колеса710/70 R381000х50R25 SB1
Максимальная скорость65 км/ч50 км/ч
Объем бака2x350 л2x350 л

Нашим инженерам-конструкторам удалось создать современный комфортный вездеход с высокими техническими и эксплуатационными характеристиками. Цена арктического КамАЗа Арктика 6345 6х6 на шинах низкого давления сегодня составляет 12 000 000 — 15 000 000 рублей.

Ссылка на основную публикацию