Проект «Платформа О» — КамАЗ-7850

Достаточно быстро автомобиль стал символом технического прогресса. В период, когда ещё совершенствовалась конструкция агрегатов и узлов, военные теоретики уже начали внедрять машины в армейские ряды. Тогда же родилась концепция универсальной платформы для перевозки грузов и размещения вооружения. К 40-м годам ХХ века появились автомобили повышенной проходимости такого класса.

Развитие технологий позволило начать проектирование и выпуск многоосных машин в Советском Союзе. Автомобильные заводы в Брянске, Кургане и Минске поставляли советскому военному ведомству четырёхосные тягачи и спецтранспорт. В связи с повышением грузоподъёмности эта тема получила своё дальнейшее развитие.

После распада СССР и последовавших экономических преобразований выпуск подобной спецтехники остался на производственных мощностях Минского завода. Российское министерство обороны не могло мириться с этим положением дел. В результате с 2008 года были начаты научно-исследовательские работы с условным названием «КамАЗ Платформа О».

камаз платформа о

Назначение и решаемые задачи

Основной задачей, поставленной перед российскими конструкторами, стало разработка межвидового семейства колёсных шасси, а также тягачей специального назначения. Первостепенной функцией данных автомобилей стало:

  • размещение и перевозка ракет стратегических ядерных сил;
  • выполнение буксировки прицепного оборудования, сверхтяжёлых и крупногабаритных грузов;
  • создание мобильных комплексов спецназначения.

Аналогичной машиной подобного класса можно считать восьмиосный гигант белорусского производства МЗКТ-79221. На базе данного шасси размещаются пусковые установки ядерных ракет «Тополь-М».

Появление в рядах РВСН более тяжёлых ракет «Сармат» привели к созданию многоосного шасси КамАЗ-7850. Кроме того появилась возможность начала выпуска тягачей тяжёлого класса с различной колёсной формулой.

Особенности конструкции

Конструктивно эта линейка представляет собой автомобили со всеми ведущими колёсами.

Главными отличиями от применяемой в настоящее время техники становятся:

  • кабина с улучшенной эргономикой;
  • доработанная система кондиционирования и вентиляции;
  • силовая установка модульного типа;
  • гидравлическая система повышенной производительности;
  • бортовой комплекс управления, дополненный блоками накопления информации;
  • управление всеми колёсами;
  • электрические двигатели для привода каждого колеса.

Основой данных автомобилей является мощная рама с повышенным удлинением. Этот вариант предполагает высокую прочность конструкции, а также размещения до восьми осей.

В качестве силовой установки — дизельный двигатель мощностью 815 л.с. В дальнейшем планируется поставка доработанных силовых агрегатов Тутаевского моторного завода ТМЗ-880. Двигательный отсек скомпонован с максимальной защитой от возможного повреждения и воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.

Применение электромеханических приводов позволило выполнить трансмиссию с меньшим количеством агрегатов. При этом конструкторы смогли добиться полной синхронизации поворотных колёс и приводов. Для увеличения манёвренности передние и задние колёса поворачиваются в разные стороны. Кроме того реализована способность передвижения автомобиля, названная журналистами «крабовый ход». При таком режиме все колёса поворачиваются в одну сторону. Это позволяет машине маневрировать на площадках малых размеров (шириной от 20 метров).

Разворот камаза 7850

Отдельно следует отметить независимую подвеску, дополненную силовыми гидроцилиндрами. В результате дорожный просвет способен изменяться в широких пределах, обеспечивая автомобилю необходимую проходимость. Для безопасного движения по лесным, просёлочным дорогам в передней части рамы расположен усиленный бампер и защитные плиты нижней части моторного отсека.

Всесезонные шины с мощным протектором выдерживают повышенные нагрузки и способны переносить значительные перепады температур. Первые образцы оснащались шинами ВИ-175АУ. В будущем планируется устанавливать шины с улучшенными параметрами. Колёса дополнены централизованной системой изменения давления в шинах, которая может применяться во время движения машины.

Система управления обладает высокой точностью и работает в комплексе с электронными датчиками положения колёс. Гидравлические цилиндры снижают до минимальных значений усилия на органах управления, что упрощает жизнь водителям.

Управление всеми системами производится через бортовое вычислительное устройство. При этом обеспечивается полный контроль состояния агрегатов и узлов автомобиля. При неисправности водитель получает сигнал-оповещение с локализацией отказа.

Учитывая большие габариты, потребовалось оснащение машины комплексом видеонаблюдения за состоянием окружающего пространства. Теперь водитель может в полной мере контролировать манёвры даже в условиях ограниченной видимости. Для скрытного перемещения в тёмное время рабочее место водителя оборудуется прибором ночного видения.

Дополнительные характеристики:

  • крейсерская скорость движения — 60 км/ч;
  • глубина преодолеваемой водной преграды — 1,5 метра;
  • угол подъёма при движении — 20°;
  • суммарная грузоподъёмность — 85 тонн;
  • вес буксируемого прицепа — 165 тонн.

Семейство КамАЗ «Платформа О»

Модульная конструкция семейства КамАЗ «Платформа О» позволяет начать производство таких машин:

  • КамАЗ — 7850, платформа с колёсной формулой 16х16;
  • КамАЗ — 78509, платформа с меньшей грузоподъёмностью (50 тонн) при колёсной формуле 12х12;
  • КамАЗ — 78504, седельный тягач;
  • КамАЗ — 78508, балластный тягач.

Автомобили-тягачи будут выпускаться с колёсной формулы 8х8. Развитием проекта «КамАЗ Платформа О» станет создание различных автомобилей специального применения на базе укороченного четырёхосного шасси с полным приводом.

До 2015 года не было достоверной информации о выполненных работах по данному направлению. Впервые опытный образец и перспективные модели разработчики показали на выставке «Армия-2015». Затем экспериментальные машины были замечены на испытательных полигонах в Набережных Челнах, а также международной выставке «Армия-2018».

Становится очевидным, что работы по созданию нового армейского автомобиля имеют позитивную направленность. Долгая и кропотливая деятельность конструкторских бюро приведут к появлению машин с невероятными характеристиками, которые смогут превзойти любых конкурентов.

Ссылка на основную публикацию