Универсальный бронеавтомобиль КамАЗ «Тайфун»

КамАЗ «Тайфун» – многофункциональная бронированная машина с усиленной защитой на уникальном шасси. Прогрессивная разработка, оборудованная свежими технологиями. Основная функция этого автомобиля – перевозка солдат спецподразделений. Использовался в 2017 году служащими МПМЦ ВС РФ на этапе разминирования отвоёванных территорий Сирии.

Конструкция автомобиля

Бронеавтомобиль Тайфун произведен на основе уникального шасси с колёсной формулой 6×6. На раму КамАЗа устанавливаются все важные элементы — кабина и модуль для транспортировки солдат. К тому же, допустимо применение грузового прицепа или раскрытой платформы. Наличие силовой установки вместе с требуемым для защиты экипажа и техники оснащением отразилось на рассредоточении тяжести по осям. Поэтому вторая пара колес существенно выдвинута вперед. Две фронтальные оси сделаны регулируемыми. Грузовик Тайфун снабжается автономной гидропневматической подвеской с функцией корректировки дорожного просвета.

Для улучшения стойкости при подрывании на мине, двигатель и определенные компоненты трансмиссии размещены в отделении между кабиной и грузовым отсеком. 450-сильный движок КамАЗ-740.354-450 направляет крутящий момент на 6-ступенчатую АКПП, 2-ступенчатую раздаточную коробку и планетарные редукторы ведущих мостов.

На фронтальной области шасси монтируется пуленепробиваемая кабина, за которой размещается двигатель КамАЗа, а средняя и задняя части рамы отводятся под модуль транспортировки десанта или грузов. КамАЗ-63968 оснащен бронёй третьей степени по стандарту НАТО, она предоставляет защиту от бронебойно-воспламеняемых патронов винтовки калибра 7.62. Кроме того, бронированный Тайфун оберегает десант от осколков пушечных выстрелов.

В ходе недавних тестов совершались детонации 152-миллиметрового осколочно-фугасного снаряда с разных дистанций. КамАЗ удачно совладал с осколками, летящими с дистанции в 25 метров. Позже был произведен еще ряд взрывов с более ближних позиций. С двух метров осколки также не сумели причинить вреда экипажу, в роли которого были посажены манекены – поврежденными оказались только элементы брони из керамики.

Сделаны специальные подвесные маты, улучшающие защиту КамАЗа от реактивных бронебойных гранат. Своей структурой маты препятствуют формированию кумулятивного потока, и от этого возможности подрыва автомобиля сильно понижаются.

КамАЗ Тайфун оборудован клинообразным антиминным шасси, служащим для отвода взрывной волны от зоны размещения экипажа. В ходе недавних тестов, грузовик испытывали взрывом 6 кг тротила под колёсами и под дном бронекорпуса. При каждом из опытов Тайфун получал ущерб, но не дал взрывчатке причинить вред «солдатам». Манекены, сидящие в кабине, несмотря на бескапотную структуру, не пострадали.

В кабине КамАЗа есть 3 места для экипажа (в некоторых версиях автомобиля – 2, из-за присутствия прохода в кузов). Вся центральная и тыловая площади корпуса в основной комплектации выделены под модуль для десанта. По длине бортов вмонтированы 16 посадочных мест. На обоих бортах размещены по 2 бронированных стекла, настроены средства коммуникации с кабиной.

В крыше КамАЗа размещен аварийный люк. Модуль экипажа оборудован большой задней платформой, спускаемой и приподнимаемой гидравлической системой. На спускание платформы нужно около 8 секунд, на поднятие – 20 секунд. Если потребуется, экипаж сможет воспользоваться распашной дверью с механическими заслонками, установленной в панели платформы. В крыше кузова есть люки.

По запросу заказчика бронемашина укомплектовывается боевым модулем. Функциональность грузовика позволяет устанавливать конфигурации с пулеметными орудиями разных моделей. Тайфун К-63968 снабжается пулеметом дистанционного контроля с сервоприводами, то есть оператор сможет обозревать территорию и открывать огонь по целям, оставаясь внутри, в безопасности. Автомобиль способно поразить лишь противотанковое орудие, использующее кумулятивные снаряды. При получении ущерба машина оперативно ремонтируется в мастерской, за счёт повышенной унификации деталей (относительно других моделей семейства).

«Тайфун-К» — многофункциональный бронеавтомобиль, а его функционал зависит от модулей, которые установлены на него.

Тактико-технические характеристики

ТТХ машины КамАЗ Тайфун 63968:

ХарактеристикаЗначение
Длина8990 мм
Ширина2550 мм
Высота3300 мм
Дорожный просветрегулируемый, 185-575 мм
Радиус поворота11 м
Колесная формула6x6
Масса22130 кг
Грузоподъемность2600 кг
Модель двигателяКамАЗ-740.354-450
(дизель с турбонаддувом)
Мощность ДВС450 л.с (331 кВт)
Максимальная скорость100 км/ч
Запас хода1000 км
Подвескагидропневматическая
Тормозабарабанные
Колесапротиворазрывные шины 16.00R20 с подкачкой
Бронированиесмешанное (керамическое+стальное), бронированные стекла толщиной 12,8 см
Экипаж2 чел.
Пассажиры16 чел.

Над этим бронемобилем работали сотрудники многих крупных организаций, к примеру, ОАО «Автодизель», группы «ГАЗ», «Магистраль-ЛТД» и др.

Модификации

Модификации на базе КамАЗа Тайфун-63968:

  • КамАЗ «Тайфун»-53949» — бронемашина с широким функционалом и высокой проходимостью. Применяется армией как вездеход 4×4.
  • КамАЗ-63969 – броневой транспортер с колесной формулой полного привода. Оснащен скорострельным орудием, направляемым дистанционно из кабины. Броневая защита 4 класса STANAG 4569 – пуленепробиваемость 14-мм снарядами. Устойчивость против мин подпадает под категорию защиты 3b. Снаряжённый вес машины 19.7 т, полезный тоннаж 4 т. Выпускается по одной модели на заказ, массовая разработка не окупается.
  • Урал-63099 – капотная бронемашина для транспортировки десанта в количестве до двенадцати солдат. Отряд в боевых условиях высаживается через бортовые двери. Также изготовлением модели занимается автозавод на Урале.
  • Урал-63095 – капотная бронемашина «Тайфун», оснащена тремя полноприводными осями. Применяется как автомобиль связи, медицины, разведки, командно-штабной. Исполняет задания по грузовым транспортировкам.

Сейчас в проекте масштабное расширение серии «Тайфун» и дополнения к уже выпущенным модификациям поисковых тральщиков, саперных автомобилей, понтоновозов и моделей для спецподразделений с противоминной защитой. Неотъемлемым требованием при производстве новейших образцов является хороший темп перемещения бронетехники. Тайфун по нынешним вычислениям специалистов сможет двигаться по территориям с твёрдым дорожным покрытием со скоростью не меньше 100 км/ч. С этой целью тяжёлый грузовик будет снабжён двигателем большей мощности.

Также проводится разработка на основе «Тайфун» мобильных пусковых установок для ракетных комплексов и систем крупнокалиберной артиллерии. Сейчас имеется схема применения шасси «Тайфун» для комплекса С-400, зенитно-ракетного модуля. Особая рама дает возможность устанавливать на платформе тактические агрегаты, приборы для пуска ракет средней дальности.

Есть возможность применять шасси типа «Тайфун» в разных целях, требуется лишь ускорить процесс размещения устройств на платформе. Уже созданы некоторые многофункциональные модели, которые выпускаются серийно:

  • КамАЗ-5388 – шасси с полным приводом, есть возможность установки бортовых прицепов, подъёмных кранов, противопожарных приспособлений. Данная модификация не подразумевает броневой защиты.
  • КамАЗ-53888 – все как у 5388, плюс бронезащита.
  • КамАЗ-6396 – длинное многофункциональное шасси с тремя осями, без брони.
  • КамАЗ-6398 – модель универсального шасси с четырьмя осями, без брони.
  • КамАЗ-63988 – версия модели 6398 с броней.

Ссылка на основную публикацию