ЗИЛ-49061 под названием «Синяя птица» – это трёхосный автомобиль с полным приводом, разработанный советскими конструкторами на базе ЗИЛ-4906. Данный вездеход изготавливался в конструкторском бюро имени Лихачёва. Первоначальное его предназначение — поисково-эвакуационное.
Предназначение
В шестидесятые годы поисково-спасательная группа ВВС СССР активно пользовалась вездеходами комплекса ПЭУ-1, назначение которых заключалось в транспортировке космонавтов после приземления на любой местности. Для этого требовалась более современная техника. Однако полученные результаты в разработках не были успешными до 1975 года. Необходимость в разработке новой техники ещё больше усугубилась в 1965 году, когда советские космонавты экипажа «Восход 2» столкнулись с большими трудностями как во время выхода на орбиту, так и после приземления. В результате отказа автоматизированного оборудования, участникам экипажа пришлось отстраивать его вручную, вследствие чего космический аппарат приземлился далеко от предполагаемой области, а если точнее, в тайге.
Доставить космонавтов из таёжных лесов было нечем и, уставшим и обессиленным, им удалось добраться до ближайшей поляны на лыжах, где их ждал вертолёт. Тогда, по инициативе С. П. Королёва, было принято решение создать уникальный вездеход, способный преодолевать любые препятствия.
Разработки велись достаточно долго. Требовалось продумать каждый шаг: от деталей до максимальной производительности машины. В то время завод им. Лихачева уже выпускал вездеход ЗИЛ-4904, однако подобный транспорт имел проблемы при нахождении на твёрдой поверхности, что могло доставить массу трудностей при перевозке космонавтов.
Изначально машины имели неофициальное название «Салон», «Кран» и «Шнек». Для пересечения болотистой местности, снеговых заносов и труднопроходимой лесной зоны эксплуатировался шнекоход ЗИЛ-2906. Его дальность составляет до 100 км. Транспортируется вездеход с помощью трёхосного ЗИЛ-4906. Испытания проводились на самых разных местностях, при любых погодных условиях. Создавалась максимальная атмосфера реальности, чтобы в будущем это транспортное средство смогло с лёгкостью добраться до места приземления космонавтов. Однако многие аспекты новой техники имели ряд недоработок. Требовалось больше испытаний. К сожалению, в 1978 году ушёл из жизни главный разработчик «Синей птицы» В. А. Грачёв, конструкторское сообщество было вынуждено продолжать проект уже без него.
Конструкция автомобиля
Одновременно развивалась тема вездехода на колёсах, как универсального средства передвижения.
Проект ЗИЛ-49061 было принято решение покрасить в ярко-синий цвет – так их можно было с лёгкостью заметить на снегу в поле.
Именно из-за этой окраски машины получили своё название «Синяя птица».
Вездеходам ЗИЛ-49061 «Синяя птица» необходимо было иметь многообразную структуру: они должны были стать не только проходящими везде машинами, но еще и плавающими, одновременно вместительными и лёгкими. Большие колёса были оснащены системой централизованной подкачки, способствующей положительной плавучести. Так как машину приходилось постоянно перевозить воздушным способом, габариты должны были позволять транспортному средству помещаться отсеки самолетов Ил-76 и Ан-12. Именно поэтому верхнюю часть грузовика решено было сделать съёмной.
Оснащение корпуса комплекса ЗИЛ-49061 многое позаимствовало от предыдущих «космических вездеходов» СССР. В передней части машины находился отсек для экипажа и приборный отсек, который был изготовлен из стеклопластика. За ним располагалось силовое отделение. Почти целый корпус (середина и кормовая часть) был отведён под оборудование машины.
В кабине было четыре пассажирских места, а также три пары носилок, потому что экипажи космических кораблей состояли из трёх человек. Внутри кабины было необходимое медицинское оборудование, запасы продовольствия, а также климатические установки. Всё это могло обеспечить самостоятельное пребывание людей в течение пары тройки суток. Для удобной транспортировки внутрь кабины в крыше были установлены два люка.
Сидение водителя было оснащено системой регулирования роста, имело полужёсткую анатомическую конструкцию. Сидение для космонавтов имело возможность откидывания вперёд. Внутренняя часть спинки кресла удобно трансформировалась в раскладной столик. Сзади был салон, рассчитанный на трёх пассажиров и трёх медицинских работников. Для связи с кормой в салоне для пассажиров было установлено радиопереговорное устройство (РПУ). ЗИЛ-49061 оснащён средствами связи, которые по своим функциям были ничем не хуже авиационных средств навигации, а с конца 80-х годов вездеходы модернизировались.
Характеристики
Для «Синей птицы» был выбран восьмицилиндровый двигатель ЗИЛ-130. Все комплектующие подбирались методом выборки из самых лучших заготовок. Многие детали были выпущены в единственном экземпляре. Коробка-автомат, которая использовалась ранее на ПЭУ, была заменена на упрощённую, механическую 5-ступенчатую коробку. Правое и левое колесо имело возможность вращения с разной скоростью, что было необходимо на труднопроходимой местности. Раздаточная коробка приводила винты, что обеспечивало лёгкое движение транспорта по воде. После винты заменили водомёты.
Три оси оснащались торсионной подвеской, тормозные механизмы стали дисковыми. Управляемые передние и задние колёса обеспечивают лучшую маневренность. Основу вездеходов «Синяя птица» составляет рама из алюминия, на которую крепится корпус из стеклопластика. На твердой поверхности поворот транспорта осуществляется с помощью колёс, а на водной – колёсами и водяными рулями.
В таблице представлены все основные технические характеристики
Количество мест в салоне | 4 и 3 на носилках |
Трансмиссия | десятиступенчатая |
Подвеска | рычажно-торсионная |
Тормоза | дисковые |
Кузов | стеклопластиковый |
Дополнительное снаряжение | приборы радионавигации |
Полная масса, т | 9,6 – 11,7 |
Скорость движения, км/ч | по прямой дороге – 80 по воде – 7-9 |
Двигатель рабочий объём, cм³ максимальны крутящий момент, Нм | ЗИЛ-508, V-8, карбюраторный 5969 401,8 |
Вместимость топливных баков, л | 2 х 250 |
Авиатранспортабельность | Ми-26, Ан-12, Ил-76 |
Коробка передач | ЗИЛ-131, механическая |
Размеры вездехода способны поразить даже самого искушённого зрителя, ведь чего стоит длина данного транспорта – 9 220 мм. Высота «космической машины» составляет почти 3000 мм, а ширина вместе с поплавками 3 900 мм. Грузовой отсек в длину составляет 4900 мм, а клиренс – 590 мм. Используемые шины — 16.00-20 мод. И-159.
Если говорить о грузовых характеристиках, то они также поражают своим величием. Грузоподъёмность машины составляет 3 535 кг, а вес при полной загруженности – 11 810 кг. Снаряжённая масса – 8 650 кг.
По осям масса распределяется следующим образом:
- передняя ось – 3 850 кг;
- средняя ось – 3850 кг;
- задняя ось – 5 010 кг
Управление «Синей птицей» осуществляется без особых сложностей: машина с весом более девяти тонн с лёгкостью набирает скорость от 75 до 80 км/ч по прямой дороге, хорошо реагирует на педаль газа и тормоза, отлично слушается руля. Обзор осуществляется через передние и боковые стёкла, а также в зеркала.
Варианты вездехода
В начале 80-х годов была построена армейская многоцелевая машина по принципу ПЭУ-1.Она отличалась упрощённой коробкой передач, но была создана в единственном экземпляре. Далее была попытка создать нечто более компактное и легкоуправляемое – так появилась ПЭУ-2, которая вызывает восторг до сих пор. Имея такую лёгкость при внушительных габаритах, эта машина, которая была создана весной 1970 года, имела два задних двигателя ЗИЛ-375 общей мощностью 360 л. с. Такие характеристики позволяли транспорту перевозить до десяти человек в кабине, а также развивать скорость до 73 км/ч по твердой дороге и до 10 км/ч по воде.
Ещё одна конструкторская идея в виде дисков колёс из стеклопластика, позволяла вездеходу преодолевать занесённые снегом поля с невероятной лёгкостью. На колёсах располагалась кабина для экипажа. Однако вместе с увеличением проходимости и мощности аппарата, увеличились и его весовые показатели, которые препятствовали транспортировке вездехода воздушным транспортом. В кабине ЗИЛа ПЭУ-2 была установлена пара отопителей с ЗИЛ-130. Салон также был оснащён четырьмя отопителями от автобуса ЗИЛ-158. В салоне даже был кондиционер от лимузина ЗИЛ-114. Вместе с этим конструкторы установили в салон и печь, которая отапливалась с помощью дров. В случае чрезвычайной ситуации, пассажиры могли несколько дней пребывать в комфортных условиях. Например, при затянувшейся поездке или при поломке.
Все испытания, проведённые с ПЭУ-2, показали её высокую эффективность, но были и другие стороны медали – машина не помещалась в грузовой отсек самолётов и была очень большой по своим параметрам. Однако эта модель не подходила для поисково-спасательных операций.
В итоге, было несколько разновидностей ЗИЛ-4906:
- ЗИЛ-4906 «Кран». Основное его предназначение заключалось в перевозке шнекороторных снегоочистителей (мини-шнекороторы);
- ЗИЛ-49061 «Салон». Данный вездеход был предназначен для перевозки пассажиров.
Таким образом, появился «Комплекс-490», включавший в себя три транспортных средства: два маневренных колёсных вездехода и шнек. Данные «птицы» неоднократно принимали участие в операциях по спасению. Основной их целью служил поиск спускаемых космических аппаратов с членами экипажа на борту. Известно, что машины «Комплекса-490» участвовали в экспедициях к местам крушений самолётов.
В 1983 году первоначальные варианты моделей 4906/49061 были усовершенствованы. Так, увидел свет новый вездеход ЗИЛ-49062. Изменению подверглась рулевая система, которая была усилена. Модернизировалась охладительная система двигателя, и был установлен новый гребной винт. Через несколько месяцев испытаний, машина получила двигатель ЗИЛ-550, который развивал мощность до 150 л.с. На нём также проходил испытания подъёмный кран с одной стрелой.
В 90-х годах вездеход типа«Салон» был оснащён более современной техникой, а также были обновлены все средства связи. Была произведена замена климатического оборудования. Новый автомобиль получил название ЗИЛ-49065. Усовершенствованная модель имела возможность намного быстрее отыскивать места приземления космонавтов. Кабины стали намного удобнее и обеспечивали больший комфорт пассажирам.
Экспериментальные образцы ЗИЛ-49062 и 49065 прошли множественные проверки и испытания. Они не были рекомендованы к серийному выпуску, однако главные конструкторские идеи не прошли даром. В 1986 году некоторые изменения в модернизации внедрялись в устройство исходных вездеходов ЗИЛ-4906/49061. Новые «Синие птицы» представляли собой гибрида военной и пассажирской техники.
В 1981 году был создан уникальный вездеход ПЭУ-1Р. Испытания нового транспорта проводились на болотах. Он разгонялся до 13,5 км/ч по воде, а по снегу с помощью опорных лыж до 70 км/ч.
В период перестройки завод им. Лихачёва был переделан из СКБ ЗИЛ в автономное предприятие, которое получило название «Вездеход ГВА» (в честь Грачёва Виталия Андреевича). В качестве автономной организации, бывший СКБ продолжило заниматься технической промышленностью.
Благодаря вспыхнувшему интересу к «космической технике», удалось создать более 40 единиц «Синих птиц». Большинство таких машин эксплуатируются до сих пор. Некоторые же виды, напротив, выставлены в музеи в качестве экспонатов. ОАО «Вездеход ГВА» продолжает выпускать «Синих птиц» по индивидуальным заказам. Заказы поступают от физических лиц и выполняются силами Механосборочного Цеха №6 завода им. Лихачёва. Выпускаемая техника не оснащается военным и специальным оборудованием.
Полезно